Да-да, в первом абзаце никакой опечатки нет, первая в мире социальная сеть появилась в уже далеком 1995 году. Веб-сайт социальной сети Classmates.com создан Рэнди Конрадом, владельцем одноименной компании Classmates Online. Кстати, даже сейчас, несмотря на популярность Facebook, в сети Classmates.com зарегистрировано более 40 миллионов активных пользователей из США и Канады. Сервис помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми, с теми с кем человек имел дело в течении всей своей жизни — то, что делают нынешние социалки.
Однако уверен, что навскидку любой назвет только Facebook и Вконтакте, и, может быть, еще Одноклассники, хотя на самом деле сегодня социальных сетей несколько десятков. Поэтому не удивительно, что среди социальных медиа идет ожесточенная борьба за внимание пользователей. Нам лишь остается посмотреть, чем социалки собираются привлекать и развлекать юзеров.
Согласно классификации развития Интернета, мы живем в эпоху Web 2.0. Однако на пятки уже наступает следующая эра Интернета — Web 3.0, основным трендом которого считается не только создание информации каждым пользователем Сети, как в Web 2.0, но и помощь людей в отборе нужной информации. Другими словами, социальные сети могут вдохнуть вторую жизнь в сервисы вопросов-ответов, которые пока-что не сильно популярны.
Новинка 2: Деньги, денежки, деньжата
Ни для кого уже не секрет, что социальные сети давно ввели свои внутренние валюты, позволяющие рассчитываться за виртуальные товары, игровые атрибуты и другие нужные жителям социалок вещи. Казалось бы, что еще?
Следующим шагом называют выход внутрисетевых денег в «большой мир», тобишь возможность расплачиваться ими в обычных офлайновых магазинах (это позволяет, скажем, Facebook). А если развить дальше, то социальные сети, благодаря их большой популярности могут бороться за право своей внутренней валюты выступать в расчетах наравне с общепризнанными на данный момент электронными валютами.
Основная цель рекламы какая? Правильно, быть просмотренной как можно большим числом пользователей. Естественно, население социальных сетей не дает нормально спать рекламщикам, мечтающим показывать рекламу всем и везде.
Однако первые попытки заработать на рекламе в социальных сетях в свое время не обошлись без неприятных сюрпризов. Оказалось, что прямолинейные ходы, хорошо отработанные в офлайне, не только не срабатывают, но и вредят имиджу бренда.
Но рекламисты не расстроились и придумали новые формы продвижения, например, проплачивание рекламных постов известным блогерам, создание корпоративных сообществ и т.д. (вспомните, как Nokia громко отобрала доменное имя у группы фанатов).
Но мысль не стоит на месте: одним из наиболее интересных вариантов в последнее время выглядит создание фирменных игр по тем или иным продуктам, а также видеороликов в стиле YouTube.
Пока что сама концепция дополненной реальности довольно необычна и находится в состоянии альфа-тестирования. Однако социальные медиа первыми возьмут на вооружение новинку. Например, апдейты статусов из «Facebook» или «Twitter» смогут выводиться прямо в профиль этого контакта в телефонной книге. Или, что еще более вероятно, пользователи использовать свои смартфоны как «распознавалки» объектов, а база этих объектов будет пополняться юзерами социальных сетей. Работать оно будет так: вы наводите камеру смартфона на понравившийся предмет, а на экране мобильного аппарата тут же высвечиваются дополнительные данные о предмете, внесенные другими пользователями. Если вы навели камеру, скажем, на одежду прохожего, то увидите ее стоимость и где можно купить подобную и т.д., вариантов масса. Сейчас, поиграться подобным можно с помощью приложения tagwhat.
Социальные сети в погоне за максимизацией своей популярности, а, значит, и прибыли собирают и сохраняют уйму информации о своих пользователях. Кому-то может показаться, что знание того, какие сайты вы посещали и как долго там сидели не дает абсолютно ничего. Но вспомните, что Google и Facebook устроили настоящуюю войну за социальные графы своих пользователей. Но все по порядку.
Инвесторы, такие как Марк Састер, считают, что социальный граф (информация о том, с кем мы дружим и информация об этих людях) в будущем станет чуть ли не всенародным достоянием и доступ к нему можно будет получать из разных социальных сетей. По их мнению, это позволит каждому получать именно то, что нужно без всякого спама и находить новых друзей.
А теперь вернемся к реальности: социальная сеть Likealittle. За шесть недель с начала существования собрала 20 миллионов просмотров страниц. И это притом, что к данной сети подключено пока лишь 50 кампусов американских университетов. В чем секрет? Данная сеть анонимна до нельзя, в итоге даже немного смешная. Для общения с другими пользователями посетителям присваивают вместо имен названия фруктов, причем каждой ветке – свой фрукт.
Среди социальных сетей сегодня довольно большая конкуренция и выживут лишь те, кто сможет предложить пользователям нечто новое, отсутствующее у конкурентов, как, например, идея youniverseworld.ru представить времяпровождене в социальной сети в виде забавного 3D-мира.